К концу лета текущего года биржевые котировки топлива обновили исторические максимумы, что привело к подорожанию бензина и дизельного топлива на автозаправочных станциях страны. Сложившаяся ситуация на рынке топлива побудила правительство России вмешаться в ситуацию и начать принимать необходимые меры. Заседание штаба провёл вице-премьер Александр Новак.
Существует несколько факторов, влияющих на ценообразование нефтепродуктов, от которых и зависит цена солярки. Главными среди них можно назвать: геополитическую ситуацию, экологические стандарты, налоговую нагрузку и изменения на рынке нефти в мире.
По данным аналитиков, каждое лето наблюдаются скачки цен на дизель. Связано это, прежде всего, с высоким спросом в сфере сельского хозяйства: посевные и уборочные работы. К тому же, добавляет востребованности на топливо и сезон отпусков. Среди граждан нашей страны стало довольно популярно путешествовать на собственных автомобилях, заправляемых экологичным горючим.
Нельзя забывать и о том, что на нужды СВО расходуется значительное количество топлива.
Ещё несколько лет назад высокие затраты на добычу и переработку нефти компенсировались экспортом, в том числе и в страны Европы, ведь цены там выше, чем внутри страны. Сейчас же компании лишены такой возможности. Хочется верить, что эти ограничения временные и вскоре продажа нефти и её продуктов возобновится, а цены на бензин и дизель стабилизируются.
В последние годы наблюдается ужесточение экологических требований к транспортным средствам. Это касается и выбросов углекислого газа, и оксидов азота, и частиц сажи.
Чтобы дизельное топливо полностью соответствовало мировым стандартам, компаниям приходится внедрять технологии дополнительной очистки топлива, такие как фильтры сажевых частиц, системы рекуперации выбросов и др. Разумеется, этот фактор увеличивает стоимость производства и конечной цены солярки.
На данный момент времени порядка 80% стоимости литра топлива составляют не затраты на производство, не стоимость транспортировки, а расходы на налоги, сборы и акцизы.
Сейчас стали вводиться дополнительные акцизы на дизельное топливо и увеличиваться уже имеющиеся, с единственной целью — уменьшить его потребление и заставить конечного потребителя перейти на более экологичные виды топлива. Например, за 8 месяцев 2025 года акцизы в России выросли на 16%.
Цена нефти на мировом рынке может колебаться в результате нескольких факторов. Среди них: политическая ситуация в странах-производителях, колебания валютных курсов, решения ОПЕК и т.д.
Даже при падении цены на нефть, переработка дизельного топлива обходится дорого, что влияет на конечную стоимость продукта. Кроме того, добыча нефти из менее качественных источников, которые стали разрабатывать в последние годы, делает её переработку значительно дороже, что также увеличивает цену на дизель.
Формирование цены на дизельное топливо — это результат сочетания нескольких значимых факторов. Правительство нашей страны всё же заинтересовано в сдерживании роста цен, так как стоимость топлива является серьёзным источником инфляции.
Важным условием сдерживания роста цен может стать снижение акциз и НДС. Разумеется, для правительства это будет болезненная мера, однако только она позволит Центробанку выполнить цели по инфляции.
Итак, на конец августа 2025 года стоимость литра дизельного топлива в среднем по России составила 71,48 руб.
Максимум зафиксирован в Иркутской и Мурманской области — более 76 рублей. Минимум — в Брянской области — 66,83 руб.
Также, недорогая солярка в Кировской и Калужской области — немного более 68 рублей.
Стоимость по Москве составила около 71 рубля, а в Санкт-Петербурге — 71,41 рублей.
Ожидаем мер по сдерживанию цены от правительства РФ и будем следить, как развивается ситуация.